Реклама на сайте

Особенности синтаксиса словосочетания и простого предложения


Для научной и деловой речи характерны определённые словосочетания: представлять интерес, производить осмотр, предоставлять возможность и др.

В научной речи наиболее употребительны предложения повествовательные. Не употребительны предложения с опущенным подлежащим. В научной речи та часть предложения, в которой содержится основное сообщение, не должна предшествовать той части, которая содержит предмет сообщения.

 Обобщенно-абстрактный характер научной речи, вневременной план изложения материала обусловливают употребление определенных типов синтаксических конструкций: неопределенно-личных, обобщенно-личных и безличных предложений. Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщенно, неопределенно, все внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах. Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах, при изложении результатов действия (Скорость изображают направленным отрезком; Рассмотрим следующий пример; Сравним предложения). Безличные предложения, как правило, имеют значение возможности, необходимости, долженствования. Это обусловлено реализацией существенной для научной речи категории гипотетичности, необходимости оценки степени объективности знаний, формированием и выражением такой стилевой черты научной речи, как некатегоричность высказывания. Достаточно часто безличные конструкции входят в состав сложного предложения, употребляясь в качестве как главного, так и придаточного.

Пассивные конструкции (с возвратным глаголом или страдательным причастием) – еще одна особенность синтаксиса научной речи. Пассивные конструкции уместны тогда, когда 1) фактический производитель действия ясен из контекста и нет необходимости его повторять; 2) требуется направить все внимание принимающего информацию на само действие, а не на его производителя; 3) фактический производитель действия неизвестен или мыслится неопределенно; 4) описывается действие, не зависящее от воли производителя.

Стремление к логичности изложения материала в научной речи приводит к активному использованию предложений с однородными членами и обобщающими словами при них, а также конструкций, которые осложняют простое предложение: вводных слов и словосочетаний, причастных и деепричастных оборотов.

Среди простых предложений широко распространена кон­струкция с большим количеством зависимых, последовательно нанизываемых существительных в форме родительного падежа. Такая конструкция, отличающаяся компактностью и логической яс­ностью, обусловлена номинационным характером научного стиля, т. е. выдвижением на первый план имени и ослаблением семантической роли глагола. Пример: «Попытки обобщения опыта работы в этой области свидетельствуют о том, что теоретическое содержание понятия нормы в первом приближении, как говорят математики, освоено».



Методические пособия

  • КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК РАЗДЕЛ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
  • ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ И ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ
  • ОРФОЭПИЧЕСКИЕ И АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • СТИЛИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РУССКОГО ЯЗЫКА
  • ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ
  • ОСОБЕННОСТИ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ
  • ОСНОВЫ РИТОРИКИ И ЭРИСТИКИ
  • Общение – социальное явление
  • Невербальные средства общения
  • Литературный язык
  • Основные качества речи
  • Норма, ее динамика и вариантность
  • Основные кормы литературного языка
  • Речевой этикет
  • Особенности звучащей речи
  • Словари - источники знаний
  • КРИС
  • Русский язык и культура речи