Реклама на сайте

Употребление глагола в научной речи


При использовании глаголов заметна тенденция к десемантизации глагола, то есть утрате лексического значения, что отвечает требованию абстрактности, обобщенности научного стиля. Это проявляется в том, что большая часть глаголов в научном стиле функционирует в роли связочных: быть, являться, называться, считаться, стать, становиться, делаться, казаться, заключаться, составлять, обладать, определяться, представляться и др. Имеется значительная группа глаголов, выступающих в качестве компонентов глагольно-именных сочетаний, где главная смысловая нагрузка приходится на имя существительное, обозначающее действие, а глагол выполняет грамматическую роль (обозначая действие в самом широком смысле слова, передает грамматическое значение наклонения, лица и числа): приводить - к возникновению, к гибели, к нарушению, к раскрепощению; производить - расчеты, вычисления, наблюдения. Десемантизация глагола проявляется и в преобладании в научном тексте глаголов широкой, абстрактной семантики: существовать, происходить, иметь, появляться, изменять(ся), продолжать(ся).

Для научной речи характерно использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа, что подтверждается синонимией следующих структур: перегонку производят - перегонка производится; можно вывести заключение - выводится заключение.

Еще одна морфологическая особенность научного стиля состоит в использовании глаголов в форме настоящего времени со значением «постоянное настоящее» (настоящее вневременное) с качественным, признаковым значением, что необходимо для характеризации свойств и признаков исследуемых предметов и явлений: При раздражении определенных мест коры больших полушарий регулярно наступают сокращения. Углерод составляет самую важную часть растения. В контексте научной речи вневременное значение приобретает и прошедшее время глагола: Произведено n опытов, в каждом из которых x приняла определенное значение. Вообще, по наблюдениям ученых, процент глаголов настоящего времени в три раза превышает процент форм прошедшего времени, составляя 67-85% от всех глагольных форм.

Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляется в особенностях употребления категории вида глагола: около 80% составляют формы несовершенного вида,  являясь более отвлеченно-обобщенными.     Формы лица глагола в научном стиле также употребляются в соответствии с передачей отвлеченно-обобщающих значений. Практически не используются формы 2-го лица, так как они являются наиболее конкретными, мал процент форм 1-го лица ед. числа. Наиболее частотны в научной речи отвлеченные по значению формы 3-го лица.

В научном стиле речи глаголы чаще всего выражают значение настоящего постоянного времени ( Углерод составляет самую важную часть растений. Охлаждение оказывает отрицательное влияние на сосудистую систему лёгочной ткани. )

В научном стиле  при описании механизма, процесса, структуры возвратные глаголы в страдательном значении и пассивная форма глагола используется в целях сосредоточения внимания на объекте действия. ( Человек на поверхности земли подвергается воздействию космического излучения и гамма-излучения из почвы. Выход радиоактивных газов из почвы определяется разнообразными условиями газообмена между почвенным воздухом и атмосферой ).

Из форм наклонений в научной речи преобладает изъявительное наклонение .

Форма 1 –го лица глаголов множественного числа используется в двух значениях: «мы авторское» и «мы совокупности». Последнее означает, что «мы» включает и говорящего, и аудиторию, т.е. «мы» = «я + слушатели (читатели)». Примеры «мы авторского»:

-          Мы СЧИТАЛИ необходимым внести ясность в понимание сущности характера.

-          Мы ПРОДЕЛАЛИ экспериментальную работу с целью установить характерологические различия у учащихся 15 – 16 лет.

-          В настоящей работе мы ОСТАНОВИМСЯ лишь на характеристике кельтов одного типа.

Примеры «мы совокупности»:

-         ВСПОМНИМ  строки Пушкина…

-          СРАВНИМ два предложения…

В научном стиле часто используются глаголы речи ( высказать, заметить, сказать и др. ), а также бытийные глаголы ( становиться, находиться, представлять собой и др.).

Методические пособия

  • КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК РАЗДЕЛ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
  • ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ И ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ
  • ОРФОЭПИЧЕСКИЕ И АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • СТИЛИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РУССКОГО ЯЗЫКА
  • ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ
  • ОСОБЕННОСТИ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ
  • ОСНОВЫ РИТОРИКИ И ЭРИСТИКИ
  • Общение – социальное явление
  • Невербальные средства общения
  • Литературный язык
  • Основные качества речи
  • Норма, ее динамика и вариантность
  • Основные кормы литературного языка
  • Речевой этикет
  • Особенности звучащей речи
  • Словари - источники знаний
  • КРИС
  • Русский язык и культура речи