Реферирование
Реферирование - интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста. Реферат - адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Виды рефератов: монографические, обзорные, аспектные, информативные, индикативные ( отвечают на вопрос: следует ли обращаться к первоисточнику). В процессе реферирования главная информация корректируется незначительно. Цель реферата – ответ на вопрос, ЧТО ИМЕННО говорится в работе нового, существенного. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Подготовка рефератов - один из наиболее сложных видов самостоятельной работы, реферирование приучает человека вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую информацию. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Приведём правильную последовательность операций, осуществляющихся в процессе реферирования: осмысление текста – аналитико-синтетическое преобразование – создание нового текста.
Таблица 5 - Виды рефератов
По полноте изложения |
информативные: содержит основную информацию |
индикативные: содержит только основные положения |
|
По количеству реферируемых источников |
монографические: по одному источнику |
обзорные: по нескольким источникам |
|
По читательскому назначению |
общие: характеристика содержания в целом, ориентация на широкую аудиторию |
специализированные: ориентированы на специалистов |
Также реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.
1 Репродуктивные рефераты бывают двух видов: реферат-конспект и реферат-резюме.
- Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения.
- Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.
2 Продуктивные рефераты представлены рефератом-обзором и рефератом-докладом:
- Реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу.
- Реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы.
В структуре реферата любого типа выделяются три основных компонента:
- библиографическое описание,
- собственно реферативный текст,
- справочный аппарат.
Как и любой научный текст, реферат имеет определенную композицию:
1 Вступление. Задачи вступления могут быть следующими: дать исходные данные текста (название исходного текста, где опубликован, в каком году), сообщить сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, специальность, ученая степень, ученое звание), вскрыть смысл названия работы, чему она посвящена, в связи с чем написана.
2 Перечисление основных вопросов и проблем, о которых говорится в первоисточнике.
3 Анализ самых важных, по мнению референта, вопросов, содержащихся в исходном тексте. Проводя такой анализ, необходимо обосновать важность выбранных вопросов, коротко передать мнение автора по этим вопросам, выразить свое мнение по поводу суждений автора первоисточника.
4 Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.
Таким образом, реферат имеет следующие признаки:
- содержание реферата полностью зависит от содержания реферируемого источника;
- содержит точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок;
- имеет постоянные структуры: заголовочную часть с библиографическим описанием, собственно реферативную часть, в которой обобщаются сведения об авторах, называются основная тема и проблематика источников, дается подробное или сжатое изложение наиболее важных вопросов, делаются выводы.
В реферате используются речевые клише, характерные для данного жанра научного стиля речи:
- Автор останавливается на вопросе…
- Он анализирует…
- Оценивая, он отмечает…
- Далее автор рассматривает…
- При этом он отмечает…
- Самым серьезным последствием этого является…
- Отсюда автор делает вывод, что…
- Задача, по мнению автора, заключается в том, чтобы…
- Автор рассматривает…
При написании курсовых и дипломных работ особенно важны для студентов информативные рефераты. Их можно прочесть в реферативных журналах.
Реферативный журнал – это периодическое издание, в котором публикуются главным образом рефераты. Реферативный журнал ориентирует специалистов в текущей и ретроспективной информации, знакомит с новейшими исследованиями и, что немаловажно, экономит время.
Реферативные журналы издают:
- Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ);
- Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН).
Учебный реферат. Исследовательская работа начинается с составления учебного реферата. В нем рассматривается суть исследуемой проблемы, приводятся различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Примерная структура учебного реферата:
- Титульный лист.
- Оглавление.
- Введение: определяется актуальность темы, формулируется суть исследуемой проблемы, указываются цель и задачи реферата.
- Основная часть: доказательно раскрываются отдельные вопросы, причем каждый раздел оказывается продолжением предыдущего.
- Заключение: подводятся итоги и дается обобщенный вывод.
- Список литературы: Оформляется по существующему ГОСТу, при разработке реферата используется не менее 7-10 различных источников.
- Приложение: приводятся таблицы, схемы, графики, макеты (необязательная часть).
Объем реферата в среднем должен составить 20-25 страниц печатного текста.
На титульном листе реферата пишется: название кафедры, тема реферата без кавычек, название группы, год написания.
Этапы работы над рефератом:
1 Выбор проблемы, ее обоснование и формулирование темы.
2 Изучение основных источников по теме.
3 Составление библиографии.
4 Конспектирование или тезирование необходимого материала.
5 Систематизация зафиксированной и отобранной информации.
6 Определение основных понятий темы.
7 Корректировка темы и основных вопросов анализа.
8 Разработка логики исследования проблемы, составление плана.
9 Реализация плана, написание реферата.
10 Самоанализ, предполагающий оценку новизны, степени раскрытия сущности проблемы, обоснованности выбора источников и оценку объема реферата.
11 Проверка оформления списка литературы.
12 Оформление реферата и проверка текста с точки зрения грамотности и стилистики.