Конспектирование
Конспектирование - процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Результатом конспектирования является запись в виде конспекта.
Конспект - особый вид вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть исходную информацию. При конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со старым, уже известным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью. В конспекте важно отразить О ЧЕМ говорится, ЧТО утверждается и КАК доказывается. С точки зрения объема (степени сжатия), конспект может быть кратким, подробным или смешанным; по степени соответствия первоисточнику - интегральным или выборочным. По количеству перерабатываемых источников конспект может быть монографическим или сводным (обзорным), с точки зрения предъявления информации конспект составляется на основе чтения или слушания. В зависимости от формы представления информации в конспекте и от степени свернутости в конспекте первичного текста различают следующие виды конспектов:
- плановый конспект: составляется при помощи предварительного плана, каждому его пункту соответствует определенная часть конспекта;
- конспект-схема: содержание выстраивается в виде схем, отражающих логические связи;
- текстуальный конспект: составляется чаще всего из цитат, которые связаны логическими переходами;
- свободный конспект: представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов;
- тематический конспект: не отражает всего содержания текста, отрабатывает только определенную, конкретную тему, отвечает на поставленный вопрос: а) хронологический – отражает хронологическую последовательность событий на фоне показа самих событий; б) обзорный – раскрывает конкретную тему с использованием чаще всего нескольких источников.
Конспекты делятся на интегральные и селективные. Интегральный конспект включает всю смысловую сетку первоисточника. Селективный конспект включает отдельные элементы первоисточника.
Таблица 3 - Этапы подготовки конспекта
Этап 1. |
Выделяются смысловые части - вся информация, относящаяся к одной теме, группируется в один блок. |
Этап 2. |
В каждой смысловой части формулируется тема в опоре на ключевые слова и фразы. |
Этап 3. |
В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация. |
Этап 4. |
Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план и конспект-схема). |
Этап 5. |
Дополнительная информация приводится при необходимости. |