Реклама на сайте

Приемы изучения учебного текста


Приемы изучения учебного текста начинаются с знакомства с текстом. Умение работать с текстом зависит от знания и понимания роли каждого ее структурного элемента, от умения извлечь необходимую информацию о книге до ее прочтения. Основная мыслительная операция при изучении учебного текста – это рассуждение. К целям рассуждения относятся: доказательство теорем; выведение физических и химических формул и т.п.

Структурный аппарат текста (книги) представлен следующими элементами:

Заголовок: в научной литературе указывает на тему.

Аннотация: расположена на обороте титульного листа; сжатая характеристика содержания с указанием адресата.

Оглавление: план изложения темы, путеводитель по книге.

Предисловие: изложение задач, поставленных автором.

Послесловие: итог, краткие выводы.

Справочный материал: комментарий к понятиям, терминам, фактам и т.д., которые нуждаются в объяснении.

Чтение нередко сопровождается составлением – в уме или на бумаге – плана. Так определяются опорные пункты, отражающие содержание, логику и последовательность изложения. Это способствует более углубленному пониманию прочитанного, выборке нужного материала, его запоминанию и усвоению. Таким образом, план  является важным средством организации умственного труда.

План – самая краткая запись:

- отражает последовательность изложения мысли и обобщает;

- раскрывает содержание текста;

- восстанавливает в памяти содержание источника;

- помогает составлению записей разного рода;

- улучшает сделанную запись;

- ускоряет проработку источника информации;

- организует самоконтроль;

- сосредоточивает внимание и стимулирует занятия;

- используется, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст.

Нужно помнить, что план не передает фактического содержания, лишь указывая на него и схему его подачи.

Принципы составления плана:

1)     установление членения текста на смысловые блоки;

2)     определение главной мысли каждого выделенного смыслового блока;

3)     формулирование пункта плана, отличающего то существенное, что связывает его с другими частями текста в логическое целое.

Различают планы:

- простой: состоит из основных пунктов;

- сложный: включает в себя подпункты, которые конкретизируют и детализируют содержание.

Сложный план не следует составлять в один прием. При составлении сложного плана возможно использование двух способов работы:

1) составляется подробный простой план, а далее он преобразуется в сложный путем группировки части пунктов под общими заголовками;

2) составляется краткий простой план, а затем при повторном чтении он разворачивается в сложный с детализирующими частями.

На таблице 2 предствалены возможные типы планов:

Таблица 2 - Типы планов

вопросный

назывной

тезисный

план-опорная схема

Используются вопросительные слова (каков? каковы? что такое? и т.д.)

План, в котором действие обозначают существительные (например, «Подготовка материала к реферату»)

План, в котором действие обозначено глаголом в инфинитиве  (например, «Подготовить материал к реферату»)

Состоит из смысловых опор: схем, ключевых слов.

 

Еще одним важным средством организации умственного труда является составление тезисов.

Тезисы – это положения, вбирающие в себя существо значительной части текста, то, что доказывает или опровергает автор, в чем он стремится убедить читателя. В отличие от выписок, содержащий иллюстративный или фактический материал, тезисы всегда имеют доказательства.

Тезисы:

- повторяют, сжато формулируют и заключают прочитанное;

- всегда имеют доказательства;

- выявляют суть содержания;

- позволяют обобщить материал;

- ценны для критического анализа первоисточника.

Типы тезисов:

Простые: чаще всего составляются из цитат.

Основные: формулируются обычно самостоятельно.

Сложные: совмещают в себе записи двух видов.

Каждый тезис освещает особую микротему и составляет обычно отдельный абзац. В отличие от плана, который даже в развернутой форме только называет рассматриваемые вопросы, тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.

Логика изложения в тезисах должна быть по возможности обозначена формально или/и графически.

Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть следующим:

- вводные слова в начале каждого тезиса;

- оппозиционные фразы (внешние факторы – внутренние причины);

- классификационные фразы (поле глаголов движения, поле глаголов состояния).

Графически логика изложения может быть подчеркнута нумерацией каждого тезиса.

В учебных текстах присутствую слова-ориентиры, которые выполняют различные функции:

а) изложение результатов рассуждений автора (разъясняет, считает и др.)

б) выражение последовательности изложения( вначале, затем и др.)

в) характеристика причинно-следственных связей текста

г) противопоставление фактов

д) подчёркивание главных положений текста

е) изложение результатов рассуждений автора.

Отметим правильную последовательность элементов текста раздела учебника и правильную последовательность работы над учебным текстом.

Правильная последовательность элементов текста раздела учебника: квалификация объекта, основанная на описании – объяснение квалификации – демонстрация логического вывода – обобщение через доказательство и сравнение – коррекция материала – комментирование способов получения представленных выводов.

Правильная последовательность работы над учебным текстом: постановка вопросов к тексту – составление плана – тезирование – комментирование – составление сводной таблицы.

Методические пособия

  • КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК РАЗДЕЛ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
  • ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ И ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ
  • ОРФОЭПИЧЕСКИЕ И АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • СТИЛИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РУССКОГО ЯЗЫКА
  • ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ
  • ОСОБЕННОСТИ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ
  • ОСНОВЫ РИТОРИКИ И ЭРИСТИКИ
  • Общение – социальное явление
  • Невербальные средства общения
  • Литературный язык
  • Основные качества речи
  • Норма, ее динамика и вариантность
  • Основные кормы литературного языка
  • Речевой этикет
  • Особенности звучащей речи
  • Словари - источники знаний
  • КРИС
  • Русский язык и культура речи