Приемы изучения учебного текста
Приемы изучения учебного текста начинаются с знакомства с текстом. Умение работать с текстом зависит от знания и понимания роли каждого ее структурного элемента, от умения извлечь необходимую информацию о книге до ее прочтения. Основная мыслительная операция при изучении учебного текста – это рассуждение. К целям рассуждения относятся: доказательство теорем; выведение физических и химических формул и т.п.
Структурный аппарат текста (книги) представлен следующими элементами:
Заголовок: в научной литературе указывает на тему.
Аннотация: расположена на обороте титульного листа; сжатая характеристика содержания с указанием адресата.
Оглавление: план изложения темы, путеводитель по книге.
Предисловие: изложение задач, поставленных автором.
Послесловие: итог, краткие выводы.
Справочный материал: комментарий к понятиям, терминам, фактам и т.д., которые нуждаются в объяснении.
Чтение нередко сопровождается составлением – в уме или на бумаге – плана. Так определяются опорные пункты, отражающие содержание, логику и последовательность изложения. Это способствует более углубленному пониманию прочитанного, выборке нужного материала, его запоминанию и усвоению. Таким образом, план является важным средством организации умственного труда.
План – самая краткая запись:
- отражает последовательность изложения мысли и обобщает;
- раскрывает содержание текста;
- восстанавливает в памяти содержание источника;
- помогает составлению записей разного рода;
- улучшает сделанную запись;
- ускоряет проработку источника информации;
- организует самоконтроль;
- сосредоточивает внимание и стимулирует занятия;
- используется, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст.
Нужно помнить, что план не передает фактического содержания, лишь указывая на него и схему его подачи.
Принципы составления плана:
1) установление членения текста на смысловые блоки;
2) определение главной мысли каждого выделенного смыслового блока;
3) формулирование пункта плана, отличающего то существенное, что связывает его с другими частями текста в логическое целое.
Различают планы:
- простой: состоит из основных пунктов;
- сложный: включает в себя подпункты, которые конкретизируют и детализируют содержание.
Сложный план не следует составлять в один прием. При составлении сложного плана возможно использование двух способов работы:
1) составляется подробный простой план, а далее он преобразуется в сложный путем группировки части пунктов под общими заголовками;
2) составляется краткий простой план, а затем при повторном чтении он разворачивается в сложный с детализирующими частями.
На таблице 2 предствалены возможные типы планов:
Таблица 2 - Типы планов
вопросный |
назывной |
тезисный |
план-опорная схема |
Используются вопросительные слова (каков? каковы? что такое? и т.д.) |
План, в котором действие обозначают существительные (например, «Подготовка материала к реферату») |
План, в котором действие обозначено глаголом в инфинитиве (например, «Подготовить материал к реферату») |
Состоит из смысловых опор: схем, ключевых слов. |
Еще одним важным средством организации умственного труда является составление тезисов.
Тезисы – это положения, вбирающие в себя существо значительной части текста, то, что доказывает или опровергает автор, в чем он стремится убедить читателя. В отличие от выписок, содержащий иллюстративный или фактический материал, тезисы всегда имеют доказательства.
Тезисы:
- повторяют, сжато формулируют и заключают прочитанное;
- всегда имеют доказательства;
- выявляют суть содержания;
- позволяют обобщить материал;
- ценны для критического анализа первоисточника.
Типы тезисов:
Простые: чаще всего составляются из цитат.
Основные: формулируются обычно самостоятельно.
Сложные: совмещают в себе записи двух видов.
Каждый тезис освещает особую микротему и составляет обычно отдельный абзац. В отличие от плана, который даже в развернутой форме только называет рассматриваемые вопросы, тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.
Логика изложения в тезисах должна быть по возможности обозначена формально или/и графически.
Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть следующим:
- вводные слова в начале каждого тезиса;
- оппозиционные фразы (внешние факторы – внутренние причины);
- классификационные фразы (поле глаголов движения, поле глаголов состояния).
Графически логика изложения может быть подчеркнута нумерацией каждого тезиса.
В учебных текстах присутствую слова-ориентиры, которые выполняют различные функции:
а) изложение результатов рассуждений автора (разъясняет, считает и др.)
б) выражение последовательности изложения( вначале, затем и др.)
в) характеристика причинно-следственных связей текста
г) противопоставление фактов
д) подчёркивание главных положений текста
е) изложение результатов рассуждений автора.
Отметим правильную последовательность элементов текста раздела учебника и правильную последовательность работы над учебным текстом.
Правильная последовательность элементов текста раздела учебника: квалификация объекта, основанная на описании – объяснение квалификации – демонстрация логического вывода – обобщение через доказательство и сравнение – коррекция материала – комментирование способов получения представленных выводов.
Правильная последовательность работы над учебным текстом: постановка вопросов к тексту – составление плана – тезирование – комментирование – составление сводной таблицы.