Публицистический функциональный стиль
Публицистический стиль связан с общественно-политической сферой общественной деятельности. Это стиль журнальных и газетных статей на политические и другие общественно значимые темы, стиль ораторских выступлений на митингах и собраниях. Общим экстралингвистическим признаком этого стиля является выполнение им двух функций в единстве: функции убеждения и функции информационно-содержательной. Отличительными признаками публицистического стиля являются: стилистическая незамкнутость; сочетание экспрессии и стандарта; страстность, призывность.
Выход на использование устной публицистической речи и живой повседневной речи на экранах телевидения отличает СМИ конца 90-х годов ХХ века и начала ХХI века от их аналогов 70-80-х годов. Обращение к этим видам устной речи привело к усилению таких языковых явлений, как:
- диалогичность речи;
- личностное начало;
- стилистический динамизм.
Это произошло благодаря:
1 расширяющемуся количеству участников массовой и коллективной коммуникации: новые слои населения приобщаются к роли ораторов, роли пишущих в газеты и журналы;
2 резкому ослаблению и даже сведению на нет цензуры и автоцензуры;
3 усилению и расширению спонтанного общения на всех уровнях государственной и общественной жизни;
4 непосредственного обращения говорящего к слушающему и реализации непосредственной обратной связи между слушающим и говорящим;
5 поиску и реализации новых жанров устной публичной речи в СМИ (беседы, интервью, круглые столы, дискуссии, «брейн-ринги»).
Следует отметить, что массовый выпуск во всем мире цветных телевизоров и компьютеров не мог не повлиять на революционный характер изменений, происходящих в средствах массовой информации (СМИ). Возьмем нашу страну. По сути дела, перестройка происходила в этот же период обновления СМИ, которые в настоящее время уже не могут обходиться без телевидения, компьютеров, Интернета и прочих средств новых информационных технологий.
Специфика публицистического стиля состоит в решении следующих свойственных им задач:
- информирование в кратчайших срок о различных событиях, произошедших в мире;
- обсуждение актуальных, злободневных проблем и выявление новых;
- постановка вопросов перед властными структурами о положении в стране, области, районе;
- ответы на запросы своих читателей, слушателей, зрителей;
- формирование того или иного мировоззрения;
- воспитание в тех или иных традициях;
- просвещение относительно достижений в области науки, техники, культуры;
- сплочение больших масс людей вокруг кандидата в президенты, в губернаторы, в депутаты в федеральное и другое законодательное собрание;
- приобщение людей к культуре, развитие чувства юмора, предоставление возможности развлечься и др.
Нетрудно видеть, что это не может не сказаться на речевом воплощении всех тех материалов, которые направляются на восприятие и понимание потребителями СМИ. Информация, которая доходит до населения, должна быть краткой, но вместе с тем образной, чтобы донести до людей ее основное содержание и тем самым воздействовать на них. Главной и специфической особенностью газетной речи является преимущественная установка на голое сообщение, на информацию как таковую.