Реклама на сайте

Публицистический функциональный стиль


Публицистический стиль связан с общественно-политической сферой общественной деятельности. Это стиль журнальных и газетных статей на политические и другие общественно значимые темы, стиль ораторских выступлений на митингах и собраниях. Общим экстралингвистическим признаком этого стиля является выполнение им двух функций в единстве: функции убеждения и функции информационно-содержательной. Отличительными признаками публицистического стиля являются: стилистическая незамкнутость; сочетание экспрессии и стандарта; страстность, призывность.

Выход на использование устной публицистической речи и живой повседневной речи на экранах телевидения отличает СМИ конца 90-х годов ХХ века и начала ХХI века от их аналогов 70-80-х годов. Обращение к этим видам устной речи привело к усилению таких языковых явлений, как:

-     диалогичность речи;

-     личностное начало;

-     стилистический динамизм.

Это произошло благодаря:

1          расширяющемуся количеству участников массовой и коллективной коммуникации: новые слои населения приобщаются к роли ораторов, роли пишущих в газеты и журналы;

2   резкому ослаблению и даже сведению на нет цензуры и автоцензуры;

3   усилению и расширению спонтанного общения на всех уровнях государственной и общественной жизни;

4   непосредственного обращения говорящего к слушающему и реализации непосредственной обратной связи между слушающим и говорящим;

5   поиску и реализации новых жанров устной публичной речи в СМИ (беседы, интервью, круглые столы, дискуссии, «брейн-ринги»).

Следует отметить, что массовый выпуск во всем мире цветных телевизоров и компьютеров не мог не повлиять на революционный характер изменений, происходящих в средствах массовой информации (СМИ). Возьмем нашу страну. По сути дела, перестройка происходила в этот же период обновления СМИ,  которые в настоящее время уже не могут обходиться без телевидения, компьютеров, Интернета и прочих средств новых информационных технологий.

Специфика публицистического стиля состоит в решении следующих свойственных им задач:

- информирование в кратчайших срок о различных событиях, произошедших в мире;

- обсуждение актуальных, злободневных проблем и  выявление новых;

- постановка вопросов перед властными структурами о положении в стране, области, районе;

- ответы на запросы своих читателей, слушателей, зрителей;

- формирование того или иного мировоззрения;

- воспитание в тех или иных традициях;

- просвещение относительно достижений в области науки, техники,     культуры;

- сплочение больших масс людей вокруг кандидата в президенты, в губернаторы,  в депутаты в федеральное и другое законодательное собрание; 

- приобщение людей к культуре, развитие чувства юмора, предоставление возможности развлечься  и др.

Нетрудно видеть, что это не может не сказаться на речевом воплощении всех тех материалов, которые направляются на восприятие и понимание потребителями СМИ. Информация, которая доходит до населения, должна быть краткой, но вместе с тем образной, чтобы донести до людей ее основное содержание и тем самым воздействовать на них. Главной и специфической особенностью газетной речи является преимущественная установка на голое сообщение, на информацию как таковую.



Методические пособия

  • КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК РАЗДЕЛ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
  • ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ И ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ
  • ОРФОЭПИЧЕСКИЕ И АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • СТИЛИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РУССКОГО ЯЗЫКА
  • ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ
  • ОСОБЕННОСТИ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ
  • ОСНОВЫ РИТОРИКИ И ЭРИСТИКИ
  • Общение – социальное явление
  • Невербальные средства общения
  • Литературный язык
  • Основные качества речи
  • Норма, ее динамика и вариантность
  • Основные кормы литературного языка
  • Речевой этикет
  • Особенности звучащей речи
  • Словари - источники знаний
  • КРИС
  • Русский язык и культура речи