1 Функциональные стили русского языка, их классификация и взаимодействие
В зависимости от целей и задач, которые ставятся в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств. В результате создаются своеобразные разновидности единого литературного языка — функциональные стили.
Слово «стиль» (от. греч. stу1os — стержень для письма на восковых дощечках) приобрело в дальнейшем значение «почерк», а позднее стало означать манеру, способ, особенности речи.
Стили языка получили название функциональных потому, что они выполняют важнейшие функции, являясь средством общения, сообщения определенной информации и воздействия на слушателя или читателя.
Основы современной функциональной стилистики русского языка были разработаны академиком В.В.Виноградовым.
Стиль – исторически сложившаяся в определенное время в конкретном обществе разновидность литературного языка, которая представляет собой относительно замкнутую систему языковых средств, постоянно и осознанно использующихся в различных сферах жизни (Черняк)
Язык полифункционален — он выполняет, как уже говорилось, несколько функций, формирующих основные разновидности языка. Используя эти стили, язык оказывается способным выразить сложную научную мысль, глубокую философскую мудрость, точно и строго сформулировать законы, превратиться в поэтические строфы или отобразить в эпопее многоплановую жизнь народа. Функции и функциональные стили обусловливают стилистическую гибкость языка, многообразные возможности выражения мысли. Функция языка формирует стиль, определяя ту или иную манеру изложения — точную, объективную, конкретно-изобразительную, информативно-деловую. В соответствии с этим каждый функциональный стиль выбирает из литературного языка те слова и выражения, те формы и конструкции, которые могут наилучшим образом выполнить внутреннюю задачу данного стиля.
Функциональные стили являются исторически сложившимися и социально осознанными системами речевых средств, которые используются в той или иной сфере общения и соотносятся с той или иной сферой профессиональной деятельности. Во времена Ломоносова можно было говорить только о стилях книжной речи; при этом выделялось три стиля: высокий, средний и низкий. Литературный язык меняется, и современному русскому литературному языку присущи следующие книжные функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой, которые используются преимущественно в письменной форме речи, — и разговорный, применяющийся главным образом в устной форме речи.
Многие ученые в качестве функционального стиля выделяют еще и художественный (литературно-художественный), т. е. язык художественной литературы. Однако эта точка зрения вызывает справедливые возражения: писатели в своих произведениях используют все многообразие языковых средств, поэтому художественная речь не представляет собой систему однородных языковых явлений — напротив, она лишена какой бы то ни было стилистической замкнутости, ее специфика зависит от особенностей индивидуально-авторских стилей. По мнению В.В. Виноградова, «понятие стиля в применении к языку художественной литературы наполняется иным содержанием, чем, например, в отношении стилей делового или канцелярского и даже стилей публицистического и научного. Язык художественной литературы не вполне соотносителен с другими стилями, типами или разновидностями книжно-литературной и народно-разговорной речи. Он использует их, включает их в себя, но в своеобразных комбинациях и в функционально преобразованном виде».
Обычно тот или иной функциональный стиль характеризуется определенными специфическими особенностями, в каждом функциональном стиле действуют свои объективные стилеобразующие факторы.
Таблица 1 - Стилеобразующие факторы
|
Разговорный |
Официально-деловой |
Научный |
Публицистический |
Форма общественного сознания |
обыденное сознание |
правовое сознание |
наука |
идеология и политика |
Сфера общения |
бытовая |
административно-правовая |
научная |
общественно-политическая |
Основная функция |
общение |
сообщение |
сообщение |
информативная и экспрессивная |
Доминирующая языковая функция |
обмен мнениями |
информативная |
информативная |
информирование и воздействие |
Основная форма речи |
устная |
письменная |
письменная |
письменная и устная |
Типичный вид речи |
диалог, полилог |
монолог |
монолог |
монолог |
Преобладающий способ общения |
личный, контактный |
массовый неконтактный и контактный |
массовый неконтактный и косвенно-контактный |
массовый контактный и косвенно-контактный |
Тон речи |
обусловлен ситуативно |
нейтральный, констатирующий |
нейтральный |
обусловлен поставленными задачами |
«Лицо» каждого стиля определяют доминирующие стилевые черты, характерные языковые средства, которые, в свою очередь, создаются и набором определенных языковых единиц, и специфичной речевой системностью данного стиля. Однако нередко та или иная стилевая черта оказывается присущей одновременно нескольким стилям. Например, точность называют особенностью как научного, так и официально-делового стиля.
Каждый функциональный стиль представляет собой сложную систему, которая охватывает все языковые уровни: произношение слов, морфологические средства, лексико-фразеологический состав речи и синтаксические конструкции.
Изменения в системе стилей современного русского литературного языка коснулись прежде всего публицистического стиля.
Смешение, наложение одного стиля на другой часто наблюдается в устной речи.