Реклама на сайте

Употребление местоимений


Речевые ошибки, связанные с использованием местоимений, возникают при употреблении местоимений СЕБЯ, СВОЙ; указательных местоимений и местоимения ОН.

1    Местоимения СВОЙ и СЕБЯ часто употребляются вместо требуемых нормой личных и притяжательных местоимений или наоборот: Косте понравились СВОИ тапочки (правильно – ЕГО тапочки); Я нашел книгу у МЕНЯ на столе (правильно – у СЕБЯ на столе).

2    Ошибкой является и неоправданное повторение указательных и личных местоимений в начальных предложениях текста: Когда ОН был на озере, ОН увидел там дерево совершенно необычной формы.

3    При употреблении личного местоимения ОН в косвенных падежах в сочетании с предлогами к нему обычно добавляется наращение Н, отсутствующее при беспредложном употреблении того же местоимения: ЕМУ, ЕЙ – к Нему, к Ней. В просторечии это правило часто нарушается.

4    Личные местоимения 1-го и 2-го лица множественного числа с модальными глаголами скучать, тосковать и др. употребляются только в предложном падеже: ТОСКУЮТ ПО НАС, СКУЧАЕМ ПО ВАС (но: …по ним). В форме единственного числа личные местоимения сочетаются с дательным падежом: СКУЧАЮ ПО НЕМУ.

5     После наречных предлогов вопреки, согласно,  наперекор, навстречу, соответственно, подобно, внутри и др. начальное Н не прибавляется: вопреки  ему, навстречу ей, внутри их.

Не прибавляется Н также после предлога благодаря и предложных сочетаний не в пример, в противовес, по поводу, со стороны, в отношении, за исключением и др., состоящих из простого предлога и существительного: благодаря ему, со стороны его.

После формы сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-го лица употребляются  без начального Н: старше его, лучше её.

6  Собирательное существительное (крестьянство, студенчество, группа и т. п.) нельзя заменить местоимением в форме множественного числа. Например, нельзя сказать: «Студенчество разъехалось на каникулы; они хорошо отдохнут в течение лета». Чтобы не создавать неудобное сочетание «оно отдохнёт», следует слово студенчество заменить словом студенты.

4)                Возвратные местоимения СЕБЯ и СВОЙ относятся к лицу, производящему действие. Поэтому в предложениях: Жилец попросил дворника отнести вещи к себе; Профессор предложил ассистенту прочитать свой доклад местоимение себе по смыслу относится к существительному дворник, а местоимение свой – к слову ассистент.

5)                Формы у ней, от ней носят разговорный или устарелый характер. Правильными являются формы у неё, от неё.

6)                В литературном языке отсутствуют специальные притяжательные местоимения для обозначения принадлежности третьему лицу. В случае необходимости выразить данные отношения употребляются личные местоимения в родительном падеже: ЕЕ машина, ЕЕ дети. В просторечии такие притяжательные местоимения существуют: ихний, ейный, евойный.

7)                Относительные местоимения употребляются для связи простых предложений в составе сложного.



Методические пособия

  • КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК РАЗДЕЛ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
  • ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ И ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ
  • ОРФОЭПИЧЕСКИЕ И АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • СТИЛИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РУССКОГО ЯЗЫКА
  • ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ
  • ОСОБЕННОСТИ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ
  • ОСНОВЫ РИТОРИКИ И ЭРИСТИКИ
  • Общение – социальное явление
  • Невербальные средства общения
  • Литературный язык
  • Основные качества речи
  • Норма, ее динамика и вариантность
  • Основные кормы литературного языка
  • Речевой этикет
  • Особенности звучащей речи
  • Словари - источники знаний
  • КРИС
  • Русский язык и культура речи