УПОТРЕБЛЕНИЕ АНТОНИМОВ | ProMetod.ru

Реклама на сайте

УПОТРЕБЛЕНИЕ АНТОНИМОВ


Антонимы (от греч. anti ‘против’ и onyma ‘имя’) – это слова одной и той же части речи, имеющие соотносительные друг с другом проти­воположные значения: работа – отдых, глубокий – мелкий, лю­бить –  ненавидеть, весело – грустно.

Антонимы есть не у всех слов. Основой антонимии является наличие в значении слова качественного признака, который может возрастать или убывать и доходить до противоположного. Поэтому особенно много антонимов среди имен прилагательных, выражающих понятия качества (хороший – плохой), различные ощущения (твердый – мягкий, горячий –холодный, мокрый – сухой, сладкий – горький), объема, протяженности, размера (толстый – тонкий, большой – маленький, широкий – узкий, высокий – низкий, длинный – короткий, просторный – тесный), веса (тяжелый – легкий), формы (острый – тупой), цвета (белый – черный, светлый – темный), психологических оценок (добрый – злой, нежный – грубый, веселый – печальный, храбрый – трусливый), времени (ранний – поздний), пространства (близкий – далекий), возраста (молодой – старый) и т. д.

Аналогичные значения противоположности и контраста могут выражать:

-        имена существительные: добро – зло, сила – слабость, молодость – старость, жизнь – смерть, здоровье – болезнь, работа – отдых, победа – поражение, мир – война, утро – вечер, лето – зима, юг – север, верх – низ;

-        глаголы: жить – умирать, работать – отдыхать, любить – ненавидеть, радоваться – печалиться, уважать – презирать, расцветать – увядать, приходить – уходить;

-        наречия: рано – поздно, близко – далеко, впереди – сзади, здесь – там, сюда – туда;

-        предлоги: в – из, под – над

и т. д.

Многозначное слово к разным своим значениям может иметь либо один и тот же антоним: большой – маленький (отряд), большая – ма­ленькая (победа), большие – маленькие (дети), либо разные антони­мы: лёгкий – тяжёлый (чемодан), лёгкая – грузная (походка), лёг­кое – трудное (задание), лёгкий – сильный (ветер), лёгкий – плотный (завтрак), лёгкое – суровое (наказание), лёгкое – грубое (прикоснове­ние), лёгкий – глубокий (сон), лёгкое – крепкое (вино), лёгкий – рез­кий (запах). В речи словарные антонимы, построенные на прямом значении слова, могут пополняться антонимами контекстуальными; ср.: тесная квартира – просторная квартира; тесная обувь – свободная обувь.

По структуре корня различают антонимы:

-        разнокоренные: богатство – нищета, белый – чёрный, зажигать – гасить, рано – поздно;

-        однокоренные (противополож­ные значения создаются приставками, иногда и суффиксами): дей­ствие – противодействие, подземный – надземный, вносить – выно­сить, друг – недруг, бездарный – одарённый.

Особую разновидность антонимии представляет собой энантиосемия (от греч. en ‘в, при’ и anti ‘против’, sima ‘знак’) – поляризация значений одного многозначного слова: задуть ‘пога­сить’ (свечу) – ‘разжечь’ (домну); прославить ‘воздать хвалу, описав достоинства’ – ‘распространить порочащие сведения’.

По тому, есть ли слово, обозначающее промежуточное между ан­тонимами понятие, различают антонимы градуальные: белый – (серый) –чёрный, маленький – (средний) – большой, прошед­шее – (настоящее) – будущее и неградуальные: истин­ный – ложный, живой – мёртвый, вместе – врозь, можно – нельзя.

Антонимы широко используются в художественной речи, в публицистике как выразительное средство создания контраста. Они часто составляют названия художественных произведений: «Отцы и дети» (И. С. Тургенев); «Война и мир» (Л. Н. Толстой); «Толстый и тонкий» (А. П. Чехов); «Дни и ночи» (К. Симонов).

Ярким стилистическим средством, основанном на антонимии, является оксюморон – сочетание слов, выражающих противоположные, не совместимые с точки зрения логики понятия: Жар холодных чисел (А. Блок); Чужбина, родина моя! (М. Цветаева); Покорный энтузиазм толпы (П. Чаадаев); Горизонты вертикальные (В. Соловьев). Подобный приём использует, например, А.С. Пушкин:

И день настал. Встаёт с одра

Мазепа, сей страдалец хилый,

Сей ТРУП ЖИВОЙ, ещё вчера

Стонавший слабо над могилой.



Методические пособия

  • КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК РАЗДЕЛ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
  • ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ И ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ
  • ОРФОЭПИЧЕСКИЕ И АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • СТИЛИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РУССКОГО ЯЗЫКА
  • ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ
  • ОСОБЕННОСТИ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ
  • ОСНОВЫ РИТОРИКИ И ЭРИСТИКИ
  • Общение – социальное явление
  • Невербальные средства общения
  • Литературный язык
  • Основные качества речи
  • Норма, ее динамика и вариантность
  • Основные кормы литературного языка
  • Речевой этикет
  • Особенности звучащей речи
  • Словари - источники знаний
  • КРИС
  • Русский язык и культура речи