Вербальные и невербальные средства речи | ProMetod.ru

Реклама на сайте

Вербальные и невербальные средства речи


Внешнее общение может осуществляться с помощью вербальных (словесных) и невербальны (несловесных) средств передачи коммуникации.

Вербальная (от лат. verbalis ‘устный, словесный’) коммуникация – это естественный звуковой язык, то есть система фонетических знаков. При помощи речи происходит кодирование и декодирование информации. Кодирование осуществляет референт (сообщающий информацию), а декодирование – реципиент (принимающий информацию)

Невербальная коммуникация – это совокупность действий, поступков, несущих в совокупности с речевым сообщением определенную смысловую и эмоциональную информацию.

Невербальные средства коммуникации чрезвычайно важны в коммуникативном процессе, поскольку им принадлежит, по мнению учёных, от 55% до 65% передаваемой информации. Столь важное значение невербалики обусловлено ролью зрения как основного канала поступления информации (до 80% информации человека получает с его помощью); ведь несловесные средства коммуникации ориентированы именно на зрительное восприятие.

Невербальное поведение челове­ка тесно связано с его психическим состоянием и является средством выражения этого состояния. Именно  поэтому внимание к невербаль­ному поведению партнёра по общению дает колоссальное ко­личество информации о его индивидуально-психологических и социально-психологических особенностях.

Невербальные средства общения делятся на несколько группы:

1)    кинесические;

2)    просодические;

3)    экстралингвистические;

4)    такесические.

1 Кинесические (от греч. kinetis ‘движение’) средства составляют  наиболее обширную группу невербальных средств коммуникации. Это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функ­цию в общении. К ним относятся мимика, взгляд, поза, жесты, походка, направление движения.

Мимика (от греч. mimikos ‘подражающий’) – это динамическое выражение лица в момент общения, обусловленное движением лицевых мышц в зависимости от эмоционального состояния коммуниканта. Особое сочетание частей и элементов лица (положе­ние рта, губ, бровей, лба, форма и выражение глаз), передающее одно из эмоциональных состояний, названо мимическим кодом. Выделяется шесть основных мимических кодов: гнев, презре­ние, радость, удивление, страдание, страх.

Исключительно важное значение в общении имеет взгляд, который представлен комплексом соматических состояний, включающим состояние зрачков глаз (суженность или расширенность), цвет глаз, блеск, роговицы, положение бровей, век, лба. Немалую роль в передаче информации имеет длительность и направленность взгляда. Различаются три разновидности направления взгляда в зависимости от характера коммуникации:

1)      деловой взгляд концентрируется в вообра­жаемом треугольнике на лбу партнёра по общению и создает деловую атмосферу.

2)      социальный взгляд направлен на треу­гольник на уровне глаз и подбородка, его не следует исполь­зовать при решении деловых вопросов.

3)      интимный взгляд направлен прямо в глаза собеседнику. 

Поза (фр. pose ‘положение тела’) также является важным источником информации о состоянии и намерениях парт­нёра по общению. Учёные считают, что главное смысловое содержание позы как средства общения состоит в выражении открытости, готов­ности к общению или закрытости, неготовности к нему. К «закрытым» позам, указывающим на нежелание общаться, относятся скрещенные руки и ноги, прикрытые руками грудь и другие части тела, расположение вполоборота к собеседнику и т.д. «От­крытые» позы, свидетельствующие о настроенности на контакт, – это руки,  раскрытые ладонями вверх, вытя­нутые ноги, расположение собеседника лицом к свому партнёру и т.д.

Жесты социально отработанные движения, передающее психическое состояние человека. Жестикуляция призвана оживить речь и облегчить ее восприятие, то есть жесты должны соответствовать общему характеру выступления и сообщаемой в данный момент информации. Различаются несколько типов жестов в зависимости от выполняемой функции и характера передаваемой при помощи их информации:

–     ритмические (напр., резкие или плавные движения ладони в ритм речи, отбивание такта носком обуви),

–     эмоциональные (напр., пожимание плечами, разведение рук, поднятая вверх рука и т.п.),

–     символические (напр., резкий взмах кистью сверху вниз (категоричность), движение ладоней вперед (отказ), движение ладоней в разные стороны (расподобление), движение ладоней навстречу друг другу (сближение, связь), движение ладоней вверх-вниз в противофазе друг другу (равновесие, балансирование и т.п.),

–     изобразительные («спираль», «переворот», «препятствие, столкновение» и т.п.).

Кинесическим средством общения является и стиль пере­движения человека, его походка. Исследования психологов показывают, что то или иное эмоциональное состояние влия­ет на походку человека, и, следовательно, можно, даже не приближаясь к партнёру, оценить потенциальную эффектив­ность общения.

2 К просодическим средствам речи (от греч. prosoidia ‘ударение, припев’) относятся интонация, ритмика речи, высота тона, громкость голоса, тембр го­лоса, сила ударения. Наибольший объем информации из этих средств несет интонация, которая служит, прежде всего, для указания на конец фразы, ее законченность или незаконченность,  на вид предложения по цели высказывания или интонационному оформлению, а также указания на место знака препинания и на возможность паузы.

3 Экстралингвистические (лат. extra ‘вне, сверх’, лат. lingua ‘язык’) средства речи – это включенные в речь психофизиологические прояв­ления, к которым относятся паузы, вздохи, кашель, смех, плач и проч.

С помощью просо­дических и экстралингвистических средств речи выражаются эмоциональные состояние, экономятся языковые средства,  регулируют поток речи и дополняют вербальную информацию.

4 Такесические (лат. taktus ‘прикосновение, ощущение’) средства коммуникации представлены в виде динамических прикосновений в ходе общения – рукопожатий, по­хлопываний по плечу, колену, спине, поцелуи, прикоснове­ния телом.

Важное значение в общении имеет его пространственная организация. Расположение коммуникантов в пространстве относительно друг друга определяется многими факторами, среди них: пол, возраст, этническое происхож­дение, уровень культуры, социальное положение, прожива­ние в сельской или городской среде и т.д. Учёные определили оптимальное расстояние между участниками общения, характерное для определенного  вида коммуникации:

-       интимное расстояние (общение родных и близ­ких): до 45 см,

-       персональное (общение со знакомыми людьми): от 45 до 120 см,

-       социальное (офи­циальное общение и общение с чужими людьми): от 120 до 400 см

-       публичное (общение с аудиторией): от 4 до 7,5 м.



Методические пособия

  • КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК РАЗДЕЛ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
  • ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ И ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ
  • ОРФОЭПИЧЕСКИЕ И АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • СТИЛИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РУССКОГО ЯЗЫКА
  • ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ
  • ОСОБЕННОСТИ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ
  • ОСНОВЫ РИТОРИКИ И ЭРИСТИКИ
  • Общение – социальное явление
  • Невербальные средства общения
  • Литературный язык
  • Основные качества речи
  • Норма, ее динамика и вариантность
  • Основные кормы литературного языка
  • Речевой этикет
  • Особенности звучащей речи
  • Словари - источники знаний
  • КРИС
  • Русский язык и культура речи