Реклама на сайте

Диалог


Диалог (греч. dialogos ‘беседа’) – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Это первичная, наглядная и естественная форма речевого взаимодействия. При диалоге роли адресата и  адресанта непостоянны, происходит их чередование. Основной единицей диалога является диалогическое единство – смысловое (тематическое) объединение нескольких реплик, пред­ставляющее собой обмен мнениями, высказываниями, каждое после­дующее из которых зависит от предыдущего.

В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие типы диалогов:

1)    бытовой;

2)    деловая беседа;

3)    интервью.

На характер диалога оказывает воздействие статус его участников. Выделяются три типа взаимодействия участников диалога:

-        зависимость;

-        сотрудничество;

-        равенство.

Структура диалога стабильна и традиционно включает три элемента, представляющих собой последовательно следующие друг за другом этапа общения:

1)  зачин: в его роли может выступать формула речевого этикета (Добрый вечер!) или пер­вая реплика-вопрос (Который час?), или реплика-суждение (Сегодня хорошая погода);

2)  основная часть, представляющая собой обмен высказываниями по заданной теме;

3)  концовка: реплика речевого эти­кета (До свидания!), реплика-согласие (Да, конечно!) или реплика-ответ на вопрос.

Для диалога свойственны содержательная и конструктивная связь реплик:«Куда идешь? – На работу» В случае реакции на ситуацию речи такая связь может отсутствовать: «Куда идешь?» -  «Ты сегодня что-то плохо выглядишь».

С точки зрения функциональной стилистики диалог получил свое наи­большее распространение в сфере разговорной речи, однако он представлен также и в научной, и публицистической, и официально-деловой речи. Будучи первичной формой коммуникации, диалог представляет собой неподготовленный, спонтанный тип речи. Это утверждение касается в первую очередь сферы разговорной речи, где тематика диалога может произвольно меняться в ходе его развертывания. Но даже в научной, публицистической и официально-деловой речи при возможной подготовке (прежде всего вопросных) реплик разверты­вание диалога будет спонтанным, поскольку в абсолютном большин­стве случаев реплики-реакции собеседника неизвестны или непред­сказуемы.

В диалогической речи наиболее ярко проявляется так называе­мый универсальный принцип экономии средств словесного выражения. Это значит, что участники диалога в конкретной ситуации используют минимум словесных, или вербальных, средств, восполняя их за счет иных, главным образом, невербальных средств, средств передачи информации.

Условия, в которых протекает диалогическая речь, определяют ряд ее особенностей, к которым относятся:

1)   краткость высказываний (особенно в вопросно-ответной форме диалога, в меньшей степени при смене предложений-реплик);

2)   разнообразие особых предложений неполного состава (чему способствует не только естественная опора на реплики собеседника, но и обстановка беседы);

3)   свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания, заранее не подготовленного;

4)   преобладание простых предложений, характерное для разговорной речи вообще;

5)   большая роль интонации;

6)   широкое использование невербальных средств общения (мимика, жесты, позы и т.д.).



Методические пособия

  • КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК РАЗДЕЛ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
  • ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ И ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ
  • ОРФОЭПИЧЕСКИЕ И АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • СТИЛИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РУССКОГО ЯЗЫКА
  • ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ
  • ОСОБЕННОСТИ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ
  • ОСНОВЫ РИТОРИКИ И ЭРИСТИКИ
  • Общение – социальное явление
  • Невербальные средства общения
  • Литературный язык
  • Основные качества речи
  • Норма, ее динамика и вариантность
  • Основные кормы литературного языка
  • Речевой этикет
  • Особенности звучащей речи
  • Словари - источники знаний
  • КРИС
  • Русский язык и культура речи