Реклама на сайте

Функционально-смысловые типы речи


В зависимости от целей монолога, способа изложения выделяют такие функционально-смысловые типы речи, как описание, повествование и рассуждение.

Описание – это демонстрация внешнего вида предмета и его частей в  сравнении с другими предметами; это движение от одного признака предмета к другому. Цель описания: создать в представление читателя (слушателя) целостную картину, зафиксировать характерные признаки предмета.

Дорога из Коломбо вдоль океана идет в кокосовых лесах. Слева, в их тенистой дали, испещренной солнечным светом, под высоким навесом перистых метелок-верхушек, разбросаны сингалезские хижины, такие низенькие по сравнению с окружающим их тропическим лесом. Справа, среди высоких и тонких, в разные стороны и причудливо изогнутых темно-кольчатых стволов, стелются глубокие шелковистые пески, блещет золотое, жаркое зеркало водной глади и стоят на ней грубые паруса первобытных пирог, утлых сигароподобных дубков. На песках, в райской наготе, валяются кофейные тела черноволосых подростков (И. Бунин. Братья)

В описании преимущественно используются глаголы несовершенного вида и параллельная связь между предложениями. Структурные особенности описания отражает модель: признак+признак+признак.

 Различают следующие типы описаний в зависимости от его объекта: бытовое, портретное, интерьерное, пейзажное, научно-техническое, описание положения дел.

Повествование – это рассказ о протекании тех или иных событий или явлений; оно предполагает движение материала во времени или пространстве от одного события к другому.

 Последовательность событий, движение во времени обеспечивается использованием глаголов, главным образом, совершенного вида, а также особой повествовательной структурой предложений – с использованием цепной межфразовой связи. . Структурные особенности описания отражает модель: событие+событие +событие

Цербер тихо и как-то жалобно взвизгивал. Бедному псу, по-видимому, тоже становилось страшно, ввиду наступающего царства мертвящего мороза; он прижимался ко мне и, задумчиво вытягивая острую морду, настораживая чуткие уши, внимательно вглядывался в беспросветно-серую мглу.

Вдруг он повел ушами и заворчал. Я прислушался. Сначала все было по-прежнему тихо. Потом в этой напряженной тишине выделился звук, другой, третий… В морозном воздухе издали несся слабый топот далеко по лугам бегущей лошади.

Подумав об одиноком всаднике, которому, судя по слабому топоту, предстояло проехать еще версты три до слободы, я быстро сбежал с крыши по наклонной стенке и кинулся в юрту. Минута в воздухе с открытым лицом грозила отмороженным носом или щекою. Цербер, издав громкий, торопливый лай в направлении конского топота, последовал за мной (В. Короленко. Соколинец).

Рассуждение – это движение не предмета, а мысли автора, это цепь умозаключений, основанных на доказательствах и опровержениях; оно предполагает выявление причинно-следственных связей явлений и событий.

Данный тип речи характеризуется наличием абстрактной лексики и большого количества сложных предложений, с помощью которых устанавливаются различные логические связи между понятиями.

Структура рассуждения включает в себя три элемента: посылка (основная мысль, тезис), основная часть (цепь умозаключений, отражающий ход мысли), вывод (подтверждение или опровержение выдвинутого в начале тезиса).

Когда произносится имя Ивана Сергеевича Тургенева, сразу возникают в сознании не только «Записки охотника», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» (и все романы), не только «Стихотворения в прозе» и «Вешние воды», не только Спасское-Лутовиново, но сразу возникают также Париж и Полина Виардо. Можно подсчитать (специалисты и подсчитали), сколько лет в общей сложности провел русский писатель за границей. Говорят, чуть ли не полжизни. Возможно, возможно… Однако я смею утверждать, что Тургенев не уезжал от России ни на один день. Из России уезжал, а от России – нет. […]

Если человек сидит за рабочим столом над листом бумаги и пишет «Записки охотника», позволительно спросить, где же он находится на самом деле – в Париже, на улице Дуэ, или около костра с крестьянскими детьми, среди ночного Бежина луга? Ведь и Гоголь живал в Риме и писал там «Мертвые души».

Трагедия писателя начинается тогда, когда он перестает ощущать свою аудиторию, когда слово его не находит отклика, а уходит, как в вату. Между прочим, такая беда может приключиться с писателем, сиди он хоть в самой середине своей страны, достаточно ему утратить духовную связь с читателем, а еще громче говоря – с народом.

Тургенев этой связи никогда, ни на одно мгновение не терял (В. Солоухин. Уроки Тургенева).

         Для рассуждения характерны следующие языковые особенности:

         а) наличие сложных предложений;

         б) использование вводно-модальных слов («во-первых», «очевидно», «таким образом» и пр.);

         в) преобладание «настоящего вневременного»

г) преобладание цепной связи между предложениями.

Структурные особенности рассуждения отражает модель: тезис+суждение+ суждение = вывод. 



Методические пособия

  • КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК РАЗДЕЛ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
  • ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ И ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ
  • ОРФОЭПИЧЕСКИЕ И АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • СТИЛИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РУССКОГО ЯЗЫКА
  • ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ
  • ОСОБЕННОСТИ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ
  • ОСНОВЫ РИТОРИКИ И ЭРИСТИКИ
  • Общение – социальное явление
  • Невербальные средства общения
  • Литературный язык
  • Основные качества речи
  • Норма, ее динамика и вариантность
  • Основные кормы литературного языка
  • Речевой этикет
  • Особенности звучащей речи
  • Словари - источники знаний
  • КРИС
  • Русский язык и культура речи