Реклама на сайте

Колебания в ударении


В русском языке ударение представляет выделение в слове того или иного слога при помощи большей силы, длительности, напряженности голоса. Русское ударение прежде всего силовое. Характерными чертами его являются также разноместность и подвижность. Разноместным русское ударение называют потому, что оно может быть на любом слоге, даже в родственных словах, на первом, на втором, на последнем: рсский, язык, состот (встоит, соств). Подвижным его называют потому, что в одних грамматических формах какого-либо слова оно может стоять на одном слоге, а в других – на другом; нести'– нёс–несла', сестра'– сестры' - сестёр. В словах, кроме основного ударения, может быть второе, ослабленное (второстепенное, побочное): рзномстный, рсско-англйский. Ударение в русских словах, когда это надо, например в словарях, обозначается особым знаком /'/. Слог, на котором оно стоит, называется ударным, остальные слоги – безударными. Не ставится знака ударения в словах, которые состоят из одного слога: клип, мэр, путч.

Русское словесное ударение играет важную смыслоразличительную роль. Оно используется в ряде случаев для различения слов (хлопк – волокно и хлопок – удар в ладоши), их форм (разрзал – с.в. глагола и разрезал – н.в.) и стилистической окраски (звонт – нейтральное и звнит–разговорное).

Несмотря на значительную пестроту в ударении оно имеет определенную систему. Так, в академической «Русской грамматике» 1980 г. дается описание всех типов распределения ударения (акцентных типов) в русском языке. Например, подавляющее большинство существительных имеет неподвижное ударение, и лишь незначительная их часть характеризуется подвижным. Но последнее подчиняется определенным правилам. Так, один акцентный тип характеризуется тем, что во всех формах ед.ч. ударение стоит на основе род, грода, гроду и т.д.), а во всех формах мн.ч. – на окончании (город, городв, городм и т.д.). Для другого акцентного типа свойственно ударение на окончании во всех формах ед.ч. (волн, волн, волн и т.д.) и на основе во всех формах мн.ч. лны, волн, влнам) и т.д.

В русском литературном произношении существуют варианты ударения, например: на' берег или на брег? Широко известны строчки из песни М. Исаковского «Катюша»: «Выходила на берег Катюша, на высокий брег на крутой». Но как же все же правильнее произносить: н берег или на брег?

Конкуренция между существительными и предлогами (до, за, из, на об, по, под) в перетягивании ударения имеет давнюю историю. Переносу ударения на предлог еще в начале века отдавалось предпочтение. Однако впоследствии все чаще и чаще ударение стали переносить на существительное.

В настоящее время для литературного языка в целом допустимы оба варианта ударения: пбку, пд бком, пд бк, з бк; з брт, н брт; з врот; с глзу н глаз (на глз); н гру, под гору; по двор, н душ, н змлю; н зму, з зму; зуб з зуб (за зб). Однако для обычной (не поэтической), повседневной речи более характерны сейчас безударные предлоги: на вду, под водй; год от гда, из гда в гд, ко дн, по дн. Правда, бывают отступления от этого общего правила. Например, когда место ударения служит различителем смысла высказывания. Можно сказать жить згородом и за гродом, что одинаково значит «в пригородной местности». Но если мы хотим указать, что какой-то предмет распложен по ту сторону города, мы предпочтем вариант с ударением на существительном: Лес наводится за гродом,

Чаще сохраняется ударение на предлоге и в устойчивых сочетаниях. Так, говорят бок бок, бз году неделя; з душу берет (хватает); зуб н зуб не попадает. В наречиях типа на'бок в повседневной речи также предпочитается ударение на предлоге.

Наконец, вариантные ударения нередко встречаются в стихотворных текстах. Некоторые авторы придерживаются поэтической традиции. Но бывают случаи, когда постановку ударения определяет размер стихотворной строки, как это мы видели на примере песни М. Исаковского «Катюша». Можно привести и еще примеры такого варьирования ударения в зависимости исключительно от размеров стихов. Вспомним известную строку В. Маяковского «Лет до ста' расти?» Вот как поэт В. Федоров обыгрывает эту строку:

 

Ну а если

Нам д ста

Не придется дожить,

 Значит было не просто

 В мире первыми быть.

 

В постановке ударения все же лучше ориентироваться не на поэтическую речь, а на орфоэпические словари! Наиболее значительными из них являются:

А г ее нк о Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударения русского языка. М., 1993.

–        Борунова С.Н., Воронцова В.Л., Еськова Н.А. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1993.



Методические пособия

  • КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК РАЗДЕЛ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
  • ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ И ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ
  • ОРФОЭПИЧЕСКИЕ И АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • СТИЛИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РУССКОГО ЯЗЫКА
  • ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ
  • ОСОБЕННОСТИ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ
  • ОСНОВЫ РИТОРИКИ И ЭРИСТИКИ
  • Общение – социальное явление
  • Невербальные средства общения
  • Литературный язык
  • Основные качества речи
  • Норма, ее динамика и вариантность
  • Основные кормы литературного языка
  • Речевой этикет
  • Особенности звучащей речи
  • Словари - источники знаний
  • КРИС
  • Русский язык и культура речи