34(часть2) Подготовка к проведению
Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. При этом возможны различные ситуации. Тема речи может быть заданной, и в этом случае оратору необходимо её конкретизировать и уточнить.
Поль Сопер дает классификацию интересов:
- основные;
- общие;
- групповые;
- злободневные;
- конкретные.
Основные – вопросы жизни и смерти, профессия, здоровье, деньги, опасность, социальный престиж.
Общие – любовь к родине, честь, долг, чувство справедливости, желание исправить зло.
Групповые – налоги, воздух, вода, преступность.
Злободневные – положение в мире и стране, эпидемия, сессия, избирательная кампания.
Конкретные – дом, семья, пища, вещи, автомобиль.
Уместность темы определяется местом и временем речи.
Выбрав тему, надо подумать о её формулировке. Название речи должно быть ясным, чётким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Удачная формулировка темы выступления определённым образом настраивает аудиторию, готовит её к восприятию будущей речи. Следует избегать слишком общих названий, так как они требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий.После определения тематики выступления, его цели следует этап поиска и отбора материала. К основным источникам, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, относятся:
1.официальные документы;
2.научная, научно-популярная литература;
3.справочная литература (словари, энциклопедии, библиографические указатели);
4.художественная литература;
5.статьи из газет и журналов;
6.передачи радио и телевидения;
7.результаты социологических опросов;
8.собственные знания и опыт;
9.размышления и наблюдения.
К вспомогательным материалам публичной речи относятся примеры, ссылки на авторитеты, статистические данные.
Важнейший этап подготовки ораторской речи – изучение отобранной литературы. Оратору необходимо выбрать из литературы то, что можно будет использовать в речи, то есть прочитать соответствующие разделы, сделать нужные записи, систематизировать материал.