26 Оратор и его аудитория
26
РИТОРИКА – филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову. Правила риторики обобщают опыт великих мастеров слова.
В арсенале ораторов – разнообразные приемы «скольжения», «размывания», «затемнения» смысла высказывания. Например, часто используются эвфемизмы, т. е. более мягкие выражения (лагерь для перемещенных лиц вместо концентрационный лагерь), слова с отрицательной оценочностью {шпион вместо разведчик), выражения с расплывчатым значением {потребительская корзина), синекдоха (когда часть используется в значении целого или целое в значении части: Белый дом, Кремль как обозначение парламента или президентской администрации).
Задача оратора – умело побудить аудиторию задуматься об обсуждаемом предмете, чтобы активно вырабатывать собственную позицию. Для людей, особенно сейчас, в эпоху объединения человечества, его культуры и традиций, необходимо слово как инструмент мысли, познания и средства объединения, которое должно быть полно смысла, должно быть глубоко нравственно и выполнять этическую задачу – ведь только так оно сможет объединить людей. Речь есть то. что создает сообщество людей, прежде всего семью и государство. Слово, речь – это главное орудие информационных войн.В большинстве ситуаций человек говорит не столько с целью информировать слушателей, собеседников, сколько с целью воздействовать на них: убедить, разуверить, склонить на свою сторону.
Риторическая этика изучает условия сотрудничества оратора с аудиторией. Этические оценки оратора формируются на основе представлений об ораторских правах, таких, как честность, компетентность, скромность, доброжелательность, предусмотрительность.
Честность – способность принять на себя ответственность за собственные идеи и предложения.
Компетентность – условие честности, наличие систематического образования, практический опыт, владение техникой публичной речи.
Честность предполагает добросовестность, которая проявляется в преобладании стремления к разрешению реально значимых для общества проблем, но не в стремлении к самоутверждению и манипулированию аудиторией. Добросовестный ритор всегда учитывает все доводы: и «за», и «против», не навязывает свое мнение.
Скромность – это умение занять правильную позицию между равенством и превосходством по отношению к аудитории. Превосходство влечет за собой отчуждение, а явное уравнение с аудиторией – пренебрежение.
Доброжелательность предполагает, что все предложения оратора направлены на благо аудитории. Говорящий должен обладать взвешенной реакцией на поступки и слова.
Предусмотрительность – способность предвидеть последствия решения, учитывать традиции и культуру общества, его исторические ценности. В противном случае успех будет временным.
Лакофф выделяет 3 принципа, соблюдение которых обеспечит контакт с аудиторией: 1) не навязывайся; 2) выслушай собеседника; 3) будь дружелюбен.