Реклама на сайте

9Речевые ошибки и их причины


Слово - важнейшая единица языка. И, выбирая слова, нужно обращать внимание на их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Так как нарушение хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке.
       Основные причины речевых ошибок:
1.    Непонимание значения слова. (Употребление слова в несвойственном ему значении.  Пример:    Костер все больше и больше распалялся.  Употребление знаменательных и служебных слов без учета их семантики.
Пример:    Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. Выбор слов-понятий с различным основанием деления (конкретная и отвлеченная лексика). Пример:    Предлагаем полное излечение алкоголиков и других заболеваний. Неправильное употребление паронимов. Пример:    Человек ведет праздничную жизнь. У меня сегодня праздное настроение.)
2.    Лексическая сочетаемость  (стадо зайцев, под гнетом гуманности);
3.    Употребление синонимов
4.    Употребление омонимов
5.    Употребление многозначных слов
6.    Речевая избыточность,  которая может принимать форму плеоназма (от греч. pleonasmos - излишество) - употребления в речи близких по смыслу и потому излишних слов (главная суть, ценные сокровища, темный мрак). Разновидностью плеоназма является тавтология - повторение однокоренных слов (рассказать рассказ, спросить вопрос, возобновить вновь).
7.    Речевая недостаточность  (излишний лаконизм) - пропуск необходимых слов ( Картины маслом помещают в рамы.),
8.    Новые слова
9.    Устаревшие слова
10.    Слова иноязычного происхождения
11.    Диалектизмы
12.    Разговорные и просторечные слова
13.    Профессиональные жаргонизмы
14.    Неверное употребление фразеологических оборотов (Молодость била из него ключом; Надо вывести его на свежую воду).
15.    Клише и штампы
ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК:
"    Речевые ошибки на уровне слова (орфографические, словообразовательные, грамматические, лексические).
"    Речевые ошибки на уровне предложения (синтаксические - нарушение норм формального синтаксиса; (Девушка была румяной, гладко причесана. Когда он спал, то видит сон…); коммуникативные - нарушение норм, регулирующих коммуникативную организацию высказывания (Кабинет заставлен партами с небольшими проходами. Мне нравятся стихи Пушкина, особенно тема любви. Он всегда веселый, среднего роста, волосы немного кудрявые, дружелюбный, необидчивый…) ; стилистические ошибки - нарушение требований единства функционального стиля (Она достает из холодильника все компоненты супа);
"    Речевые ошибки на уровне текста (логические нарушения; грамматические нарушения; информационно-коммуникативные нарушения).



Методические пособия

  • КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК РАЗДЕЛ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
  • ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ И ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ
  • ОРФОЭПИЧЕСКИЕ И АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • СТИЛИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РУССКОГО ЯЗЫКА
  • ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ
  • ОСОБЕННОСТИ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ
  • ОСНОВЫ РИТОРИКИ И ЭРИСТИКИ
  • Общение – социальное явление
  • Невербальные средства общения
  • Литературный язык
  • Основные качества речи
  • Норма, ее динамика и вариантность
  • Основные кормы литературного языка
  • Речевой этикет
  • Особенности звучащей речи
  • Словари - источники знаний
  • КРИС
  • Русский язык и культура речи