Реклама на сайте

Произнесение: голос оратора


Существуют определенные условия для постановки голоса: 1) респирация – организация дыхания; 2) фонация – образование голоса; 3) артикуляция – производство звуков.

Дыхательный аппарат должен производить необходимое подсвязочное давление. При речевом дыхании выдох длиннее вдоха. Нужно учиться разбивать речевое дыхание. Для этого можно использовать упражнение: короткий вдох, например, в нижние доли легких и долгий незатухающий выдох.

Голос образуется в гортани. Голосовая цель – это преодоление пространства между голосовыми связками. Когда голосовые мускулы соприкасаются, голосовые связки укорачиваются, отчего и зависит высота звука. К объективным характеристикам голоса относится тембр, высота и сила звука.

Артикуляторные органы делятся на активные (губы, язык, мягкое нёбо, задняя стенка глотки) и пассивные (зубы, твердое нёбо). Средством выработки правильной артикуляции являются скороговорки.

Дикция включает в себя правильность и степень отчетливости артикуляции. Дикция это манера выговаривать слова. Правильная артикуляция характеризуется соответствием движения артикуляторных органов месту и способу образования звуков. Степень отчетливости артикуляции –  это весьма важный показатель, влияющий на разборчивость устной речи. Громкость и тембр речи оратора должны изменяться на протяжении всего выступления.

Интонация часто оказывается более надежным каналом воздействия, чем слова.  К интонации публичного выступления предъявляются следующие требования: 1) она не должна быть монотонной; 2) должна быть естественной и соответствовать содержанию того, о чем вы говорите. Интонация, не соответствующая содержанию речи, вызовет недоверие аудитории и может раздражать. Так, русское повествовательное предложение отличается восходяще-нисходящей интонацией.

Интонация включает мелодику (завершенности, вопроса или восклицания, когда повышается или понижается тон), темп речи (он должен быть средним), громкость, паузу и логическое ударение. Необходимо избегать длительных пауз. Однако ускорять темп и сокращать до минимума паузы тоже нельзя, т.к. они являются средством смыслового членения предложения. В ораторской речи недопустимо использование пауз хезитации. Темп необходимо замедлять, подчеркивая наиболее важные аспекты речи. Перед важным местом следует несколько понизить голос. Небольшие паузы следует делать до и после важных мыслей. Пауза «до» настраивает слушателей на важный момент, а пауза «после» заставляет обдумать услышанное.



Методические пособия

  • КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК РАЗДЕЛ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
  • ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ И ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ
  • ОРФОЭПИЧЕСКИЕ И АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • СТИЛИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РУССКОГО ЯЗЫКА
  • ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ
  • ОСОБЕННОСТИ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ
  • ОСНОВЫ РИТОРИКИ И ЭРИСТИКИ
  • Общение – социальное явление
  • Невербальные средства общения
  • Литературный язык
  • Основные качества речи
  • Норма, ее динамика и вариантность
  • Основные кормы литературного языка
  • Речевой этикет
  • Особенности звучащей речи
  • Словари - источники знаний
  • КРИС
  • Русский язык и культура речи