Расположение: изложение, его виды
Развертывание речи включает в себя изложение и обоснование.
Изложение — часть ораторской речи, представляющая факты к теме высказывания (родовое понятие по отношению к описанию и повествованию). Задача изложения – представление данных в благоприятном для оратора виде.
Описание есть изображение предмета как существующего независимо от ситуации общения. В описании говорящий и слушающий находятся как бы в одной точке, из которой они вместе рассматривают изображаемый предмет. Местоположение этой точки по отношению к предмету (перспектива) может изменяться в процессе описания, но единство говорящего и слушающего сохраняется. Искусство описания состоит в поддержании этого единства. Описание представляет собой развернутую форму определения.
Описание подразделяется по характеру описываемого предмета на описание вещей, ситуаций, последовательности действий, людей. По словесной форме описания подразделяются на естественные и искусственные. Естественные описания дают образ предмета в ходе его созерцания. Искусственные дают аналитический образ строения, структуры, назначения, т.е идею предмета. В зависимости от задачи и композиции описания бывают дедуктивные, индуктивные и смешанные. Дадим обобщенный план естественного описания. Описание делится на 3 части: начало, середина, конец.
Начало описания. Необходимо сказать о времени дня или года, о месте, где предмет находится. Сначала дается общая картина окружающего, а затем взгляд фиксируется на предмете. При описании предмета общий план сменяется крупным планом, а затем планами отдельных деталей. Построение описания определяется выбором перспективы и плана. Перспектива – соотносительность размещения предмета, наблюдателя, источника освещения и границы обозреваемого пространства. План – объем поля зрения, занимаемый предметом и позволяющий фиксировать предмет с большей или меньшей степенью подробности. Направление взгляда диктует структуру описания: от внешнего к внутреннему.
Середина описания.
- Если предмет «бездействует» (озеро, холм, небо), описываются перемены в нем в разное время (топос обстоятельства, время).
- Если это неодушевленный (физический) предмет и он как целое состоит из частей (город, сад), даются картины с разных сторон (топос «целое - части»).
- Если это действующее лицо (герой), то описываются его свойства и действия, одно за другим, постепенно и отдельно.
При расположении середины описания необходимо учитывать следующие моменты:
- самое интересное в предмете располагать ближе к концу, - интерес должен нарастать и достигать кульминации;
- все части предмета должны быть четко отделены друг от друга и описаны порознь, отдельно;
- избегать излишней детализации, стараться отбирать только существенные, яркие детали. Самое главное – суметь выделить стержень предмета;
- избегать повторов даже в других выражениях;
- конец описания. Особо выражаются чувства и желания. Помещают нравственные мысли, высокие истины.
Искусственное описание строится исходя из содержания предмета, а не его чувственного образа. Состав и порядок частей иск. Описания отражают элементы структуры, отличительные признаки, назначение, свойства, видо-родовые отношения.
Повествование развертывается во времени. В центре его действие, поэтому активную роль играют глаголы.
Начало повествования. Здесь возможны варианты.
- Обращение к адресату или общая мысль рассказа.
- Общепринятая истина, высказанная в афористической форме.
- Место, время, действующее лицо, т.е. где? когда? кто?
Середина повествования. Можно следовать естественному порядку событий, но можно начинать и с яркого события, которое было в середине действия. Следует нагнетать степень заинтересованности адресата, продвигаясь к кульминации истории, которая и завершает середину. В основной части речи в числе приемов поддержания внимания можно использовать обращение к отдельным слушателям.
Конец повествования. Содержит развязку истории, после чего может быть дана нравственная мысль или вывод из всего повествования.
Рассказчик постоянно должен отдавать себе отчет в том, что, кому и с какой целью он рассказывает. Принципы создания интересного рассказа: простота, ясность, краткость, правдоподобие, постепенное нарастание интереса до кульминации и развязка в заключении