Реклама на сайте

Изобретение: работа над материалами к публичному выступлению


После определения тематики выступления, его цели следует этап поиска и отбора материала. К основным источникам, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, относятся:

-   официальные документы;

-   научная, научно-популярная литература;

-   справочная литература (словари, энциклопедии, библиографические указатели);

-   художественная литература;

-   статьи из газет и журналов;

-   передачи радио и телевидения;

-   результаты социологических опросов;

-   собственные знания и опыт;

-   размышления и наблюдения.

К вспомогательным материалам публичной речи относятся примеры, ссылки на авторитеты, статистические данные.

Важнейшим источником накопления материала для публичной речи является чтение.

Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

На этом этапе подготовки к выступлению формируется необходимый для оратора навык отбора литературы. Сначала необходимо припомнить, что ранее было прочитано по теме предстоящего выступления, затем просмотреть личную библиотеку. В отсутствие  дома необходимых материалов следует воспользоваться библиотекой и начать с просмотра библиографических указателей, каталогов и картотек. Затем просматриваются последние номера журналов, в которых публикуется перечень статей за истекший год, и газеты. При необходимости можно воспользоваться также справочной литературой. Слушатели относятся с большим интересом к сведениям, почерпнутым оратором из личного опыта.

Систематическое повторение этих действий при подготовке к различным выступлениям поможет выработать у оратора навык отбора литературы, что в конечном счёте позволит ускорить сам процесс подготовки.

Этот этап подготовки связан с работой оратора в библиотеке. Выступающему необходимо уметь пользоваться различными каталогами (алфавитным, систематическим, предметным), библиографическими изданиями, справочной литературой.

Важнейший этап подготовки ораторской речи – изучение отобранной литературы. Оратору необходимо выбрать из литературы то, что можно будет использовать в речи, то есть прочитать соответствующие разделы, сделать нужные записи, систематизировать материал. При подготовке к выступлению собираются факты не только в пользу отстаиваемого мнения.

Во время чтения важно уметь осмыслить содержание прочитанного, соединить его с теми знаниями, которые были получены ранее. Это помогает анализировать и систематизировать материал, делать необходимые выводы. При подготовке к выступлению нужно обязательно делать соответствующие записи прочитанного. Д. Менделеев говорил, что «найденная, но не записанная мысль – это найденный и потерянный клад».

Методические пособия

  • КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК РАЗДЕЛ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
  • ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ И ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ
  • ОРФОЭПИЧЕСКИЕ И АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • СТИЛИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РУССКОГО ЯЗЫКА
  • ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ
  • ОСОБЕННОСТИ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ
  • ОСНОВЫ РИТОРИКИ И ЭРИСТИКИ
  • Общение – социальное явление
  • Невербальные средства общения
  • Литературный язык
  • Основные качества речи
  • Норма, ее динамика и вариантность
  • Основные кормы литературного языка
  • Речевой этикет
  • Особенности звучащей речи
  • Словари - источники знаний
  • КРИС
  • Русский язык и культура речи