Реклама на сайте

Цель и виды публичной речи


Первая классификация речей по цели была предложена Аристотелем в его знаменитой «Риторике». Кроме цели в ней учитывались время и место общения. По этим признакам Аристотель выделил речи совещательные, судебные и эпидейктические. При этом совещательная речь, как он считал, обращена в будущее, выступает в форме совета и ставит целью склонить к совершению определённого действия; судебная речь обращена в прошлое и ставит целью убедить в виновности или невиновности подсудимого; эпидейктическая речь обращена к настоящему и ставит целью похвалить или поругать человека. К последней группе относится академическое, духовное, военное и др. виды красноречия.

Отечественная традиция академического красноречия сформировалась в недрах гомилетики, лежащей в основе христианства. Русский речевой идеал предполагает установку на «другого», гармонизирующее диалогическое взаимодействие оратора и аудитории.

Принято делить речи (публичные выступления) на виды в зависимости от цели, которую ставит перед собой оратор. Речи бывают:

-   информационные (сообщение, передача информации, побуждение любознательности, отсутствие спорных моментов); информационный жанр используется в докладе, лекции, монологе учителя, в рассказе;

-   убеждающие (склонить слушателя к определенной точке зрения при наличии спорных моментов); выступления в научных и политических дискуссиях;

-   побуждающие к действию (агитационные);

-   воодушевляющие (цель – вселить в людей бодрость, желание жить);

-   сокровенные (исповедь);

-   развлекающие (анекдоты, тосты);

-   протокольно-ритуальные

В зависимости от социально-функционального назначения речи риторика может быть:

-         судебной – прокурорская, адвокатская речь;

-         социально-политической – доклады на социально-политические и политико-экономические темы, политическая, дипломатическая, парламентская, митинговая речь;

-         академической – вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение;

-         социально-бытовой – юбилейная или поминальная речь, комплимент;

-         богословско-церковной – проповедь, речь на соборе;

-         торговой (деловой) – реклама;

-         военной – приказ, призыв, воодушевление, выступление на военно-политическую тему и т.д.



Методические пособия

  • КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК РАЗДЕЛ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
  • ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ И ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ
  • ОРФОЭПИЧЕСКИЕ И АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  • СТИЛИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РУССКОГО ЯЗЫКА
  • ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ
  • ОСОБЕННОСТИ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ
  • ОСНОВЫ РИТОРИКИ И ЭРИСТИКИ
  • Общение – социальное явление
  • Невербальные средства общения
  • Литературный язык
  • Основные качества речи
  • Норма, ее динамика и вариантность
  • Основные кормы литературного языка
  • Речевой этикет
  • Особенности звучащей речи
  • Словари - источники знаний
  • КРИС
  • Русский язык и культура речи