Цель и виды публичной речи
Первая классификация речей по цели была предложена Аристотелем в его знаменитой «Риторике». Кроме цели в ней учитывались время и место общения. По этим признакам Аристотель выделил речи совещательные, судебные и эпидейктические. При этом совещательная речь, как он считал, обращена в будущее, выступает в форме совета и ставит целью склонить к совершению определённого действия; судебная речь обращена в прошлое и ставит целью убедить в виновности или невиновности подсудимого; эпидейктическая речь обращена к настоящему и ставит целью похвалить или поругать человека. К последней группе относится академическое, духовное, военное и др. виды красноречия.
Отечественная традиция академического красноречия сформировалась в недрах гомилетики, лежащей в основе христианства. Русский речевой идеал предполагает установку на «другого», гармонизирующее диалогическое взаимодействие оратора и аудитории.
Принято делить речи (публичные выступления) на виды в зависимости от цели, которую ставит перед собой оратор. Речи бывают:
- информационные (сообщение, передача информации, побуждение любознательности, отсутствие спорных моментов); информационный жанр используется в докладе, лекции, монологе учителя, в рассказе;
- убеждающие (склонить слушателя к определенной точке зрения при наличии спорных моментов); выступления в научных и политических дискуссиях;
- побуждающие к действию (агитационные);
- воодушевляющие (цель – вселить в людей бодрость, желание жить);
- сокровенные (исповедь);
- развлекающие (анекдоты, тосты);
- протокольно-ритуальные
В зависимости от социально-функционального назначения речи риторика может быть:
- судебной – прокурорская, адвокатская речь;
- социально-политической – доклады на социально-политические и политико-экономические темы, политическая, дипломатическая, парламентская, митинговая речь;
- академической – вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение;
- социально-бытовой – юбилейная или поминальная речь, комплимент;
- богословско-церковной – проповедь, речь на соборе;
- торговой (деловой) – реклама;
- военной – приказ, призыв, воодушевление, выступление на военно-политическую тему и т.д.